Развертывание военно-морских баз и береговой обороны в Прибалтике в феврале 1940 – июне 1941 года.

 
                                                            1
 
К концу января 1940 года Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), базирующийся в Прибалтике, вынужден был по причине ледостава прекратить деятельность (1). Должность заместителя командующего КБФ по прибалтийской части флота (В.А.Алафузов) вместе с походным штабом была ликвидирована приказом наркома ВМФ от 4 февраля 1940 года (2). Несколько раньше вместо данной структуры приказом НК ВМФ от 31 января 1940 года были созданы Балтийская (Эстония – Палдиски и частично Таллин) и Либавская (Латвия) военно-морские базы (3).
 
Созданная в Эстонии Балтийская военно-морская база (БВМБ, командир капитан 1 ранга Р.А.Кучеров) включала в себя командование; 30-ю бригаду подводных лодок; 3-й дивизион эскадренных миноносцев; 3-й дивизион торпедных катеров; охрану Балтийского водного района; береговую оборону БВМБ; базы ПВО, а также другие части и подразделения (4).
 
Однако БВМБ имела существенные недостатки. В первую очередь потому, что Палдиски, несмотря на свое стратегическое положение, не был защищен с моря системой островных укреплений, имел всего один выход и малую гавань с глубинами 6.1-6,9 м, с незначительной длиной причальных линий, доступной лишь для тральщиков. К тому же в гавани отсутствовали оборудованные необходимыми техническими средствами места для стоянок кораблей, не хватало емкостей для топлива и, зачастую не было электроэнергии, смазочного масла, котельной и питьевой воды, пара. Порт оставался без складских помещений, ощущалась острая нужда в строительных материалах, в дровах для отопления жилых домов. Крупным недостатком являлось полное отсутствие судоремонтных мастерских, доков и других промышленных предприятий, на которых можно было бы производить ремонт кораблей и орудий береговых частей, а также средств выгрузки и погрузки (5).
 
Сам город состоял всего из девяти улиц – параллельно берегу и поперечных, где было только три каменных здания (6). Данное обстоятельство стало причиной катастрофической нехватки жилья для личного состава, помещений для отделов и служб базы. Особенно тяжелым сложилось положение личного состава береговой обороны и строителей, живших в первую зиму в палатках (7).
 
Существенно лучшим по сравнению с Палдиски было положение в Таллине. Он мог обеспечить корабли ремонтом, имел береговые мастерские, три плавучих дока (на 1300, 1450 и 4500 т) и один эллинг на шесть судов по 1500 т. Кроме того, в Таллине имелось несколько гаваней, которые обеспечивали стоянку кораблей, в том числе и крупных. Однако в Таллине разрешалось только временная стоянка (в дальнейшем, весной 1940 г., из-за неготовности Палдиски он был превращен в постоянное место базирования кораблей КБФ) (8).
 
В связи с необходимостью в этом районе значительных по объему строительных работ в НК ВМФ была введена должность заместителя начальника строительного управления (СУ) по вопросам базового и берегового строительства в Прибалтике, на которую был назначен Б.Л.Лившиц. Помимо этого на местах создавались особые строительные отделы: в Эстонии – 1-й (начальник А.И.Евстигнеев, главный инженер А.Н.Кузьмин); в Латвии и Литве  - 2-й (начальник А.Ф.Лобайдин, главный инженер Я.З.Кронрод) (9).
 
В составе особых строительных отделов были сформированы особые линейные строительства, каждое из которых выполняло работы на отдельном острове или определенном участке побережья. Для их снабжения в Ленинграде имелся транспортно-заготовительный отдел. На руководящие должности в особые строительства были подобраны и назначены военные инженеры, имевшие опыт строительства береговых укреплений на других флотах. Кроме того, из запаса было призвано 130 гражданских инженеров, ранее возводивших крупные промышленные объекты (10). Основной рабочей силой на особых линейных строительствах стали специально сформированные отдельные инженерные и строительные батальоны численностью 1100-1200 человек, при этом использовались по трудовым договорам и местные жители (11).
 
Для строительства в районе Палдиски было создано особое линейное строительство 01 (начальник Н.Н.Загвоздкин, главный инженер С.Е.Калашников), на которое возложено выполнение работ (12). Однако, как свидетельствуют архивные документы, строительство шло медленно. На 3 мая 1940 года велись работы только по сооружению четырех казарм на 326 человек каждая, хлебозавода и бурению четырех артезианских скважин (13). Причинами тому явились отсутствие проектов на большинство сооружений, складских помещений, нехватка материалов, денежных средств, строителей и инженеров; недостаток жилья для инженерного состава. Кроме того, база находилась на территории чужого государства, что во многом затрудняло ее строительство и оборудование из-за условий аренды (14).
 
Особенно большой объем работы предстояло проделать по созданию береговой обороны. Если в районе Таллина имелся укрепрайон, куда входили три морские крепостные комендатуры – Сууропи, Найссаар и Аэгна с группами батарей, размещенные на островах (батареи старые, оставшиеся от императорского флота), и эстонское командование брало на себя обязательство  по обороне базы, то в районе Палдиски береговую оборону надо было создавать заново (15).
 
Поэтому приказом НК ВМФ от 4 ноября 1939 года была сформирована береговая оборона Балтийского района (БОБР) КБФ с управлением в Палдиски во главе с комбригом С.И.Кабановым. В дальнейшем на основании приказа НК ВМФ от 31 января 1940 года управление командующего БОБР переформировали в управление коменданта БО БОБР (16). В состав береговой обороны были определены следующие части: 11, 12, 21, 22, 26 и 27-я артиллерийские береговые батареи (бывшие 12, 11, 23, 22, 21 и 24-я батареи КБФ), 12-я железнодорожная батарея, 83-й и 202-й отдельные зенитные артдивизионы. В дальнейшем состав береговой обороны постоянно увеличивался (17).
 
                                        1    2    3
 
Примечания