Организация авиационных резервов в годы войны.

 
                                                            1
 
С начала и до конца Великой Отечественной войны все резервные соединения и объединения фронтовой авиации создавались и находились в распоряжении Главного Командования (Верховного Главнокомандования). Их организация и распределение между фронтами осуществлялись на основе решения Ставки ВГК, которые оформлялись приказами народного комиссара обороны, затем директивами командующего ВВС РККА.
 
Формы организации авиационных резервов изменялись неоднократно. Это зависело прежде всего от возможностей пополнения армии самолетами, что в свою очередь было связано со становлением авиапромышленности на востоке страны, а также с учетом опыта действий предыдущего формирования.
 
В первый месяц войны в связи с отсутствием специально подготовленных резервных формирований на фронт направлялись самолеты и целые соединения из внутренних и приграничных военных округов.
 
Утром 22 июня 1941 года с согласия Генерального штаба начальник Главного управления ВВС РККА (должность командующего ВВС была введена 29 июня 1941 г.) генерал-лейтенант авиации П.Ф.Жигарев своей директивой передал в состав ВВС Западного фронта (аэродром Орша) 99 новых истребителей МиГ-3. Этим в некоторой степени была оказана первая помощь фронту, где в этот день его ВВС потеряли 728 самолетов – половину своего состава (1). К концу месяца на Западный и Юго-Западный фронты были направлены две авиадивизии ВВС Московского военного округа и две с Дальнего Востока и из Забайкалья (2). Однако ввод в бой прибывающих авиасоединений происходил поспешно, без достаточной предварительной подготовки на аэродромах нового базирования, что приводило к неоправданным потерям.
 
Опыт первого месяца войны показал необходимость иметь в распоряжении ВГК специально подготовленные резервные формирования, так как продолжать использовать дальневосточные и забайкальские авиасоединения в условиях угрозы нападения Японии было опасно.
 
Во второй половине июля 1941 года в Ставке Верховного Главнокомандования было рассмотрено предложение командующего ВВС РККА о создании штатных резервных авиационных формирований. 21 июля 1941 года приказом НКО СССР командующему ВВС предписывалось сформировать шесть штатных резервных авиационных групп (РАГ) численностью от 60 до 100 боевых самолетов каждая (3). Группы предназначались для решения самостоятельных задач, а также для усиления фронтов. При этом они находились в подчинении Ставки ВГК.
 
После формирования, которое длилось до конца 1941 года, резервные авиационные группы действовали следующим образом: 1-я и 6-я – на Брянском и Юго-Западном фронтах, 2-я и 3-я – на Ленинградском и Волховском, 4-я – на Юго-Западном и 5-я – на Южном фронте (4). Несмотря на малочисленность, они достаточно успешно выполняли боевые задачи, ставившиеся Ставкой или по указанию командования того или иного фронта. Вместе с тем неподчиненность резервных авиационных групп командующему ВВС фронта усложняла возможность единого управления силами авиации, действовавшей в его полосе.
 
Положительным фактом стало объединение сил отдельных резервных авиагрупп для выполнения определенной задачи. Так, в период с 10 по 20 марта 1942 года по указанию Ставки ВГК ВВС Ленинградского и Волховского фронтов успешно нанесли массированные удары по коммуникациям и войскам противника. При этом были использованы восемь авиаполков 2-й и 3-й резервных авиагрупп под единым командованием назначенного с этой целью генерал-майора авиации С.И.Руденко.
 
В первом квартале 1942 года наша авиапромышленность, непрерывно увеличивая производство, дала стране 3301 самолет новых типов, благодаря чему сокращение боевого состава ВВС прекратилось, а авиационный резерв ВГК, наоборот, стал увеличиваться. Тогда Ставка приняла решение изменить форму организации авиационного резерва.
 
На основании директив Генерального штаба и приказов командующего ВВС Красной Армии с середины марта до мая 1942 года проводилось формирование ударных авиационных групп (УАГ), которые планировалось использовать для наращивания воздушных сил фронтов в ходе наступления. В состав каждой из ударных авиагрупп должно было входить от трех до восьми авиаполков. Так, 1 УАГ имела восемь авиаполков: по два тяжелобомбардировочных, бомбардировочных, штурмовых, истребительных, вооруженных соответственно самолетами ДБ-3ф, Пе-2, Ил-2, Як-1, ЛаГГ-3 (5). Между фронтами УАГ распределили так: Волховский получил 1-ю и 6-ю, Северо-Западный – 2-ю, Южный – 3-ю, Западный – 4-ю и 5-ю, Брянский – 7-ю, Юго-Западный – 8-ю, Крымский – 15-ю, Северо-Кавказский – 16-ю. При этом сосредоточение УАГ предусматривалось только на двух фронтах – Западном и Волховском. Маневрирование между фронтами остальными группами не планировалось.
 
Ударные авиагруппы оперативно не входили в состав ВВС фронта, действовали по указаниям Ставки ВГК или с разрешения последней, командующего фронтом. Таким образом, в полосе одного фронта сосредотачивались следующие воздушные силы: ВВС фронта, резервная ударная авиагруппа, ВВС армий фронта. Все они действовали самостоятельно, что не мешало решению стоявших перед фронтом главных задач.
 
                                        1    2  
 
Примечания.