Аварийно-спасательное обеспечение сил Балтийского флота при их прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941 году

 

                                                            1

 

Автор данной статьи возвращает читателей к одному из трагических эпизодов начала Великой Отечественной войны – героическому прорыву кораблей Балтийского флота из его главной базы Таллин, блокированной врагом в его глубоком тылу, в Кронштадт. Исследованием этой темы контр-адмирал в отставке Р.А.Зубков занимается много лет. Некоторые из его исследований уже публиковались на страницах «Военно-исторического журнала» (см. 2001. №8; 2002. № 5; 2003. № 11, 12; 2004. № 5.).

 

Основное содержание публикации посвящено вопросам организации аварийно-спасательного обеспечения прорыва, а также действиям сил, осуществлявших это обеспечение, что является актуальным и для настоящего времени.

 

Написанная на основе архивных материалов, подтверждающих достоверность освещаемых событий, статья принадлежит перу человека с многолетним опытом службы в Военно-морском флоте, в полной мере владеющего используемой терминологией. Думается, что она будет интересна и полезна как широкому кругу читателей, так и специалистам, занимающимся вопросами аварийно (ныне поисково)-спасательного обеспечения сил флота.

 

Новой, хотя и не бесспорной, проблемой, поднятой автором, является его попытка внести ряд уточнений, касающихся окончательной даты завершения операции по переходу кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, а также численности участвовавших в ней сил и людей.

 

                                        1    2    3  

 

Таблица 1. Состав сил, которые могли привлекаться к спасательным действиям.

 

Таблица 2. Состав отряда прикрытия на о. Гогланд.

 

Таблица 3. Действия по спасению людей непосредственно с гибнувших кораблей и из воды.

 

Таблица 4. Действия по доставке спасенных на о. Гогланд.

 

Таблица 5. Случаи (попытки) буксировки поврежденных кораблей.

 

Примечания.