Растительная клетка — строение и функции органоидов, сравнительная характеристика с животной клеткой

Сюжетные картинки

Иллюстрации с сюжетными изображениями тоже обязательно должны быть в «методической копилке» педагогов. Родители также могут использовать такие картины для домашних занятий со своими детьми. Содержание сюжетных рисунков может быть самым разным, например:

  1. Сезонные изменения в природе (появление первоцветов или последних осенних астр в саду).
  2. Труд людей по созданию клумб на дачном участке или во время озеленения города (взрослые и дети сажают и поливают цветы во дворе дома или на приусадебном участке).
  3. Забавные ситуации (как мы собирали букет для мамы).

Клумба с цветами

Луг с цветами

Обязательно нужно использовать картинки из серии Дети с цветами, в лесу или 8 марта.

Картины по редким темам (луговые цветы или цветущие ядовитые растения лесов) можно купить готовым набором или заняться подбором подходящих изображений самостоятельно, выбирая их из специальных детских книг или журналов.

Задания для развития речи

Вот набор упражнений, которые можно использовать для проведения логопедических занятий с дошкольниками разного возраста:

Выбрать рисунок цветка и сосчитать по порядку (от 1 до 5), продолжая ряд:

один одуванчик — два одуванчика — три одуванчика…
одна ромашка –
один василек –
один мак –
одна маргаритка –

Запомни и опиши

Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку с выбранным цветком, а потом перевернуть карточку и описать подробно то, что увидел. Затем карточку нужно перевернуть и проверить ошибки.

Кто больше

Попросите назвать как можно больше луговых или садовых цветов. Задачу можно усложнить, если дополнительно указать цвет или вспоминать только лечебные растения.

Посмотри и расскажи

Предложите внимательно рассмотреть одну из сюжетных картин, а затем описать ее максимально подробно или составить к иллюстрации как можно больше вопросов.

Какой у тебя

Возьмите одну предметную картинку с цветком, покажите ее детям. Пусть каждый из них, по очереди, придумает слово, которое описывает этот рисунок. Например: цветок василек — синий, яркий, маленький.

Что бывает

Выберите одну картинку из набора Полевые цветы, покажите ее детям. Пусть каждый назовет, что бывает такое:

васильковые — глаза, речка, букет;
ромашковые — поляна, чай, шампунь;
маковые — поле, рулет, румянец;
незабудковые — платье, лента, небо.

Про что я говорю

Попросите назвать цветы, про которые можно сказать, что они:

яркие;
ароматные;
пышные;
крупные;
незаметные;
красивые;
белые;
красные.

Сравни два

Предложите описать сходство и различия между парами:

роза/пион;
колокольчик/лилия;
ромашка/маргаритка.

Как назвать

Подберите соответствующие иллюстрации и попросите детей правильно назвать:

букет из ромашек — ромашковый;
поле с маками — маковое;
куст с розами — розовый;
венок из лютиков — лютиковый;
цвет василька – васильковый.

Рассмотри и расскажи

Нужно составить по сериям сюжетных картинок историю о том, как:

цветок вырастает из семечка;
посадить цветущее растение в горшок;
сплести венок.

Жизненный цикл голосеменных

Особенности жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Сосна — крупное дерево, размножающееся семенами.

Как известно, семена сосны и других хвойных образуются в шишках. Эти шишки и есть женские стробилы. Менее известны так называемые мужские шишки (стробилы), в которых созревает пыльца. Они появляются ранним летом и существуют весьма непродолжительное время.

Строение мужского стробила. Микроспорогенез и микрогаметогенез.

На продольном срезе через мужскую шишку хорошо выделяется ось, к которой крепятся микроспорофиллы. В основании каждого из них размещаются гнезда двух крупных спорангиев (пыльцевых мешков).

Гнезда микроспорангиев заполнены археспориальной тканью. Процесс микроспорогенеза состоит в том, что клетки археспориальной ткани делятся путем мейоза, в результате образуются тетрады гаплоидных микроспор.

Каждая микроспора (пыльцевое зерно) имеет две оболочки: внутреннюю тонкую — интину и наружную, грубую и прочную — экзину. Характерной особенностью микроспор хвойных являются так называемые воздушные мешки, повышающие аэродинамические качества пыльцы, которая распространяется ветром.

Гаплоидное ядро микроспоры начинает делиться обычным митотическим путем.

В результате двух, следующих друг за другом митотических делений, образуется четыре клетки: две проталлиальные, антеридиальная и сифоногенная.

Проталлиальные (греч. проталлиум — заросток) клетки являются рудиментом вегетативного тела заростка. Эти клетки существуют очень непродолжительное время и вскоре разрушаются. Из сифоногенной (греч.

сифон — трубка) клетки развивается пыльцевая трубка. Все дальнейшие изменения происходят с антеридиальной клеткой. Она делится еще один раз и, в результате этого деления, появляются клетка-ножка и спермагенная клетка. Назначение клетки ножки не вполне понятно, а вот при делении спермагенной клетки образуется две мужские гаметы — спермии. На этом процесс микрогаметогенеза заканчивается.

Строение женского стробила. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Более знакомая вам женская шишка (стробил) также имеет ось, к которой крепятся чешуи двух типов: пленчатые кроющие чешуи, в пазухах которых развиваются крупные плодущие или семенные чешуи. В основании семенных чешуй размещается по два семязачатка. Оба процесса: мегаспорогенез и мегагаметогенез происходят в семязачатке.

Процесс мегаспорогенеза организован очень просто: внутри нуцеллуса обособляется клетка археспория, которая и становится материнской клеткой мегаспор.

В результате редукционного деления этой клетки образуется тетрада мегаспор, три из которых быстро погибают и идут на питание единственной оставшейся мегаспоре. Из гаплоидной мегаспоры вырастает женский гаметофит, который со временем занимает практически весь объем семени. По своей функциональной роли женский гаметофит является питательной тканью семени — эндоспермом.

Необходимо подчеркнуть, что эндосперм голосеменных растений является гаплоидной тканью, в отличие от триплоидного эндосперма цветковых растений.

На верхнем микропилярном полюсе гаметофита образуются два типичных архегония. В брюшке каждого из них находится крупная яйцеклетка. После формирования яйцеклетки женский гаметофит готов к оплодотворению.

Оплодотворение совершается внутри семязачатка, при этом спермии по пыльцевой трубке проникают к архегониям и один из них сливается с яйцеклеткой. Вторая пара гамет обычно не дает зиготы.

Такой тип оплодотворения называют сифоногамией. Из зиготы со временем развивается зародыш семени. Развитие зародыша — весьма сложный процесс, на деталях которого мы остановимся весьма поверхностно, поскольку это предмет особой дисциплины — биологии развития, которую вы будете изучать позже.

При делении зиготы образуется две клетки: терминальная и базальная. Из терминальной клетки развивается так называемый подвесок, а из базальной — зародыш.

Цикл размножения голосеменных:

1 – женская шишка; 2 – семенная чешуя с двумя семязачатками; 3 – микропиле; 4 – мегаспоры; 5 – нуцеллус семязачатка; 6 – интегумент, один листочек; 7 – нуцеллус, образующий перисперм; 8 – архегоний; 9 – первичный эндосперм; 10 – мужская шишка; 11 – микроспорофилл с двумя микроспорангиями; 12 – антеридиальная клетка; 13 – сифоногенная клетка, клетка трубки; 14 – ядро спермагенной клетки; 15 – ядро клетки-ножки; 16 – клетка трубки; 17 – зародыш семени; 18 – первичный эндосперм; 19 – семенная кожура; 20 – шишка, возраст которой один год; 21 – шишка, возраст которой – два года.

Урок по теме «Органы цветковых растений» (6-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 6

Цель: активизировать знания учащихся об органах цветковых растений, развить представления об их разнообразии, научить распознавать органы цветковых растений. Знакомство с биологическими понятиями.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

  1. Учебник: Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Сонин Н.И. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Живой организм” – М.: Дрофа, 2006.
  3. Презентация “Органы цветковых растений”.
  4. Гербарный материал.
  1. Проверка знаний учащихся. Проверку знаний по теме “Ткани растений и животных” целесообразно проводить в форме теста по вариантам (на 20–25мин.)(Приложение 1).
  2. Изучение нового материала. Фронтальная беседа с обучающимися с демонстрацией презентации “Органы цветковых растений”.

(Слайд 2). Ботаника – это наука, которая занимается изучением растений.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие растения называются цветковыми?
  2. Назовите органы цветкового растения? (Слайд 3).

? Что такое орган?

(Слайд 4.)Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме.

  • (Слайд 5.) Вегетативные органы растений.
  • (Слайд 6.).Корень – вегетативный орган растения, служащий для укрепления растения в почве, поглощения из него воды и минеральных веществ.
  • (Слайд 7,8.)Побег – часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.

Стебель

Ось побега растения. Опора растения, проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями

Листья

Часть побега. Необходим для дыхания, образования питательных веществ, испарения воды.

Почки

Зачаточный побег (листовой и цветочный)

Предметные картинки

Это небольшие карточки с реалистичными изображениями популярных садовых, а также полевых цветов. Чем с более младшими детьми используется такой наглядный материал, тем более известные цветы он должен представлять. В базовом наборе чаще всего есть:

  • одуванчик;
  • ромашка;
  • мак;
  • роза;
  • колокольчик;
  • тюльпан;
  • василек;
  • лилия.

Изображения должны быть яркими, максимально похожими на оригинал. Очень полезно использовать на занятиях предметные картинки для детей Цветы не только с рисунками, но также с названиями растений. Старшим дошкольникам можно также предлагать черно-белые нарисованные изображения тех или иных цветущих растений (конечно, наряду с цветными). Для этого отлично подходят раскраски, разобранные на отдельные листы. На занятиях цветы в картинках для детей можно дополнять фотографиями или отдельными листами на прозрачном фоне из гербария.

Дети 4-5 лет должны хорошо различать около 10-15 различных садовых, а также полевых цветов, уметь их подробно описывать. Для дошкольников 6-7 лет этот показатель увеличивается примерно вдвое, т. е. хорошо ориентироваться они должны в 20-40 наименованиях.

Сюжетные картинки

Иллюстрации с сюжетными изображениями тоже обязательно должны быть в «методической копилке» педагогов. Родители также могут использовать такие картины для домашних занятий со своими детьми. Содержание сюжетных рисунков может быть самым разным, например:

  1. Сезонные изменения в природе (появление первоцветов или последних осенних астр в саду).
  2. Труд людей по созданию клумб на дачном участке или во время озеленения города (взрослые и дети сажают и поливают цветы во дворе дома или на приусадебном участке).
  3. Забавные ситуации (как мы собирали букет для мамы).

Обязательно нужно использовать картинки из серии Дети с цветами, в лесу или 8 марта.

Картины по редким темам (луговые цветы или цветущие ядовитые растения лесов) можно купить готовым набором или заняться подбором подходящих изображений самостоятельно, выбирая их из специальных детских книг или журналов.

ГДЗ Страница 39-41. Разнообразие растений

1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

Расскажи по рисункам о разнообразии растений.

2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.

2) Посчитайте растения на рисунке учебника (с. 72) и запишите результаты.

3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.

Группы растений Число видов Водоросли 100000 Мхи 27000 Папоротники 10000 Хвойные 600 Цветковые 250000

Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.

4) Запишите названия растений, которые вы определили:

С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.

3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг остроумное стихотворение В. Орлова, как раз по теме урока. Прочитай его.

Это — яблоневый сад, Это яблоневый сад! А в саду, куда не глянешь, Всюду яблоки висят!

А на дереве одном, А на дереве одном Нету яблок почему-то — Не растут они на нём!

Интересно, почему? Интересно, почему? Неужели, неужели Не известно никому?

Знает каждый, кто не глуп, Знает каждый, кто не глуп, Потому что, потому что, Потому что — это дуб.

4. По заданию учебника определи названия нескольких растений. Запиши.

Источник

Части растительного организма

Любое растение представляет собой сложный живой организм. Все до единого органы растений состоят из одинаковых частиц — клеток. Далее они все также имеют общее строение — это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Надземная и подземная

Сами зеленые обитатели планеты состоят из частей, подземных и наземных. За счет которых цельный организм питается, размножается и функционирует на протяжении жизненного периода.

Корень удерживает растение в почве, поставляет через себя питательные минеральные вещества и влагу.

По стеблю живительная влага транспортируется к другим частям, на которые делится растение: листьям, цветкам и семенам. Цветы предназначены для размножения, листья участвуют в питательном процессе — фотосинтезе. Из цветков после их гибели вырастают плоды с семенами внутри.

Корневая система

Весь организм целиком удерживает в земле корень. Происходит это с помощью больших и маленьких корешков, а также корневых волосков.

Корень расположен в почве и поэтому называется подземным органом. А стебель, листья и цветок — надземные. Если корень один значительного размера и длинный и от него отходят много мелких, такая структура называется стержневой. Служит продолжительное время, проникает вглубь в почву до десятков метров.

Такие корни вырастают у древесных.

Мочковатое корневое устройство представляет собой пучок равных по величине. Удерживает и питает травянистые растения. Продолжительность жизни от одного года до пяти лет. Корни отличаются по внешнему виду. Иногда внутри откладываются питательные вещества, и тогда меняется размер, появляются утолщения, корень становится похож на плод. Пример: редис, морковь, свекла.

Листья и побег

Одними из главных частей растения образуются побег, листья и стебли. Эти части позволяют растению вести полноценную жизнь.

Побег развивается из почки и расположен над землей. Состоит из стебля, листьев и почек. Функция стебля: соединяет в целое части: корень, листья, цветы и образующиеся из них, плоды. Стебли различают нескольких видов. В зависимости от расположения в пространстве: наземные и подземные. Отличаются по форме: лежачие, прямостоячие или вьющиеся. И в зависимости от принадлежности к группе: травянистые или деревянистые.

Отличаясь внешним видом и пространственным расположением, тем не менее все стебли обладают следующими свойствами:

  1. Представляет собой кладовую. Например, у кактусов внутри стеблей накапливаются питательные вещества. При наступлении засухи организм выживает благодаря им;
  2. Становятся опорой. Ветки с листьями, а также цветки и почки располагаются на стебле;
  3. Связывают листья и корни в один организм. Минералы и вода продвигаются из слоя земли к листьям, в которых на свету образуются питательные вещества.

Следующая важная часть растения — лист. Листовые пластинки предназначены для выполнения многих функций:

  • При дневном свете обеспечивают образование веществ, необходимых для питания организма.
  • Культурные растения используют человек, например, листья чая. Для домашних и диких животных становятся ценной кормовой базой.
  • Регулируют температурный обмен между растением и окружающей средой.
  • Поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород.

Листья бывают простые и сложные. Состоят из черенка и листовой пластины. Простые у дуба, березы, клена. Сложные у рябины, каштана. Отличаются по насыщенности цвета: у одних — темные листья, у растущих на свету — светлые. Размеры отличаются в десятки раз: от маленьких тонких у травы до гигантских.

Для закрепления материала нарисуем рисунок и подпишем: из каких частей состоит растение или составим таблицу. Листья прикрепляются к стеблю. Они поглощают из атмосферы кислород и выделяют углекислый газ. Регулируют температуру и влажность в целом. В процессе фотосинтеза обеспечивают образование нужных питательных веществ на свету. Зеленые части отличаются по форме и окрасу. Какой внешний вид у листьев, — у хвойных игольчатые, у древовидных пластинчатые, у кактусов — это колючки, у травянистых — бо́льшая видимая часть.

Цветки

Цветки – это органы размножения растений. Без них не произойдет образование плодов и семян. Чтобы это произошло, цветки необходимо опылять. С этой функцией прекрасно справляются насекомые и некоторые птицы, которых привлекает яркий аромат цветов и их сладкая пыльца и нектар. Также растения могут опыляться при помощи ветра.

Опыленные цветки спустя положенный срок образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семечки дают жизнь новым растениям.

Рис. 3. Плоды граната.

Что мы узнали?

При изучении темы «Части растения» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, что, несмотря на большое разнообразие, все растения состоят из одинаковых частей. Каждая из них выполняет свои функции, без которых растение не смогло бы полноценно расти и развиваться.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Каково строение пестика: особенности, роль столбика и завязи, фото

Строение пестика: особенности, роль столбика и завязи

Образование пестика происходит при срастании одного или нескольких плодолистиков. Его строение простое (на фото выше). В нем присутствуют зачатки семян и специальный тракт, который содержит созревающую пыльцу вплоть до момента начала оплодотворения.

Пестик имеет свою структуру. Он сформирован тремя частями, каждая из которых выполняет отведенные ей функции. Ниже вы найдете особенности этой части растения, а также роль столбика и завязи. Основные структурные единицы женского репродуктивного органа растения:

  1. Завязь. Является основанием пестика и расположена в нижней его части. После процесса оплодотворения в этом участке происходит дальнейшее созревание и развитие семян. Подробнее о том, что такое завязь у растения, читайте в другой статье на нашем сайте.
  2. Столбик. Это стерильная часть пестика, которая берет свое начало от завязи и постепенно перетекает в рыльце. Его главная роль – каркасная, поддерживающая. Столбики у пестиков делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. Все зависит от того, насколько выраженным является процесс срастания стилодия.
  3. Рыльце. Это отдельный орган, главной задачей которого является добыча пыльцы. Если говорить проще, то он ловит ее и доставляет в пестик.

Так устроен женский орган репродуктивной системы цветка – пестик. Отличить его от тычинки несложно. Пестик находится в самом низу, у основания цветочных лепестков, в то время как тычинки могут быть расположены по бокам, или же локализоваться в самом верху, у краев лепестков.

Формула и диаграмма цветка

Формула и диаграмма цветка

Строение цветка можно записать с помощью формулы. Формула цветка – это система символов, которая характеризует его морфологическое строение. Для составления формулы используют латинские буквы или буквы русского алфавита:

Название части цветка Латинские буквы Русские буквы
Околоцветник простой P (Perigonium) О
Чашелистики K (Kalyx) Ч
Лепестки C (Corolla) Л
Тычинки A (Androceum) Т
Пестик G (Gynoeceum) П

Количество элементов цветка обозначают:

∞ – количество частей больше, чем 12;

0 – отсутствующие элементы цветка;

( ) – сращенные члены;

(+) – расположение элементов по кругу;

черточка под цифрой или над ней – нижняя или верхняя завязь.

Например, формула цветка лилии: Р3+3 А3+3 G(3).

Размещение отдельных частей цветка проектируют на плоскость, перпендикулярную ее оси, подают в виде диаграммы. Составляют по поперечным срезам нераспущенных почек цветков. Диаграмма отражает взаиморасположение частей цветка, дает лучшее представление, чем формула, о ее строении.

Белое золото — хлопчатник

Хлопчатник неспроста называют белым золотом, ведь именно этот вид прядильных растений дает хлопчатобумажной промышленности порядка 70% исходного сырья. Буквально несколько десятков лет назад на территории России располагалось около 700 тысяч гектаров площади под это культурное растение, то сейчас поля для его выращивания занимают больше 2,2 миллиона га.

Крупнейшие поля для возделывания хлопчатника находятся на территории Кавказа, Украины, Средней Азии. Россия же в этом вопросе занимает гораздо более высокие позиции, нежели США, Египет, Индия. По сравнению со временами СССР производство хлопчатника выросло почти в пять раз.

Особенности хлопчатника:

  • Однолетние или многолетние растения, выращивающиеся в регионах с тропическим и субтропическим климатом.
  • Имеет вид кустарников или небольших деревьев.
  • Плодовые культуры, в коробочках которых находятся посевные семена, покрытые длинными белоснежными волосками.
  • Хлопчатниковые волоски быстро отвердевают благодаря целлюлозе, содержащейся в них.
  • Относится к классу двудольных растений.

В сельхозе особо ценятся четыре вида хлопчатника — древовидный, травянистый, перуанский и обыкновенный. Они используются не только для производства тканей, ниток, ваты и так далее, но и для изготовления хлопкового масла. Примечательно, что из 1 тонны хлопка-сырца можно получить около трех тысяч тканей, 100 килограммов масла, 200 кг жмыха, использующегося для кормления крупного домашнего рогатого скота.

Интересные факты о хлопчатнике:

  1. Считается, что хлопководство — это древнее ремесло, уходящее своими корнями во времена до нашей эры.
  2. Самые древние хлопчатобумажные ткани были найдены археологами при раскопках в Синде. Им было на момент нахождения около 3 лет до нашей эры.
  3. Самыми дорогими ценными хлопковыми тканями считались те, что производились в Индии. Именно эта страна считается родиной прядильной культуры, о чем свидетельствуют персидские предания.
  4. Самые благоприятные условия для выращивания хлопчатника находятся в Египте.

Части растительного организма

Любое растение представляет собой сложный живой организм. Все до единого органы растений состоят из одинаковых частиц — клеток. Далее они все также имеют общее строение — это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Надземная и подземная

Сами зеленые обитатели планеты состоят из частей, подземных и наземных. За счет которых цельный организм питается, размножается и функционирует на протяжении жизненного периода.

Корень удерживает растение в почве, поставляет через себя питательные минеральные вещества и влагу.

По стеблю живительная влага транспортируется к другим частям, на которые делится растение: листьям, цветкам и семенам. Цветы предназначены для размножения, листья участвуют в питательном процессе — фотосинтезе. Из цветков после их гибели вырастают плоды с семенами внутри.

Корневая система

Весь организм целиком удерживает в земле корень. Происходит это с помощью больших и маленьких корешков, а также корневых волосков.

Корень расположен в почве и поэтому называется подземным органом. А стебель, листья и цветок — надземные. Если корень один значительного размера и длинный и от него отходят много мелких, такая структура называется стержневой. Служит продолжительное время, проникает вглубь в почву до десятков метров.

Такие корни вырастают у древесных.

Мочковатое корневое устройство представляет собой пучок равных по величине. Удерживает и питает травянистые растения. Продолжительность жизни от одного года до пяти лет. Корни отличаются по внешнему виду. Иногда внутри откладываются питательные вещества, и тогда меняется размер, появляются утолщения, корень становится похож на плод. Пример: редис, морковь, свекла.

Листья и побег

Одними из главных частей растения образуются побег, листья и стебли. Эти части позволяют растению вести полноценную жизнь.

Побег развивается из почки и расположен над землей. Состоит из стебля, листьев и почек. Функция стебля: соединяет в целое части: корень, листья, цветы и образующиеся из них, плоды. Стебли различают нескольких видов. В зависимости от расположения в пространстве: наземные и подземные. Отличаются по форме: лежачие, прямостоячие или вьющиеся. И в зависимости от принадлежности к группе: травянистые или деревянистые.

Отличаясь внешним видом и пространственным расположением, тем не менее все стебли обладают следующими свойствами:

  • Представляет собой кладовую. Например, у кактусов внутри стеблей накапливаются питательные вещества. При наступлении засухи организм выживает благодаря им;
  • Становятся опорой. Ветки с листьями, а также цветки и почки располагаются на стебле;
  • Связывают листья и корни в один организм. Минералы и вода продвигаются из слоя земли к листьям, в которых на свету образуются питательные вещества.

Следующая важная часть растения — лист. Листовые пластинки предназначены для выполнения многих функций:

  • При дневном свете обеспечивают образование веществ, необходимых для питания организма.
  • Культурные растения используют человек, например, листья чая. Для домашних и диких животных становятся ценной кормовой базой.
  • Регулируют температурный обмен между растением и окружающей средой.
  • Поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород.

Листья бывают простые и сложные. Состоят из черенка и листовой пластины. Простые у дуба, березы, клена. Сложные у рябины, каштана. Отличаются по насыщенности цвета: у одних — темные листья, у растущих на свету — светлые. Размеры отличаются в десятки раз: от маленьких тонких у травы до гигантских.

Для закрепления материала нарисуем рисунок и подпишем: из каких частей состоит растение или составим таблицу. Листья прикрепляются к стеблю. Они поглощают из атмосферы кислород и выделяют углекислый газ. Регулируют температуру и влажность в целом. В процессе фотосинтеза обеспечивают образование нужных питательных веществ на свету. Зеленые части отличаются по форме и окрасу. Какой внешний вид у листьев, — у хвойных игольчатые, у древовидных пластинчатые, у кактусов — это колючки, у травянистых — бо́льшая видимая часть.

Это интересно: Сочинение: описание картины И. Шишкина «Рожь»

Корни

Корни – это самая нижняя часть растения, с помощью которой оно крепится в почве. Корни выполняют две важнейшие функции: питание и опору. С их помощью растения поглощают воду и минералы. Поверхность корней состоит из тысячи микроскопических волосков, которые вытягивают из почвы полезные вещества, насыщая ими все растение.

Корневая система бывает двух видов:

  • Стержневая. Это один большой крепкий корень, от которого ответвляются более тонкие и мелкие корешки. Такие корни в поисках живительной влаги способны проникать глубоко в почву, иногда до 30-40 м. Это корни-долгожители, которые в состоянии питать растение несколько сотен лет.
  • Мочковатая.

    Множество мелких корешков, будто собранных в один пучок. Такая корневая система широко распространена у травянистых растений. Она располагается в верхнем слое почве и не отличается долголетием.

Большинство растений получает питание из почвы. Однако есть такие, которые получают жизненно важные питательные вещества из другого растения. Это растения-паразиты, которые чаще всего обитают в тропиках. Например, яркий и красивый цветок раффлезия с помощью специальных присосок крепится к другому растению и живет, питаясь его соками.

Рис. 1. Раффлезия.

Стебели

Стебель (у трав) или ствол (у деревьев) – развивающаяся часть растений, на которой располагаются листья, почки и цветки. Их рост может не прекращаться в течение всей жизни растения. Стебли могут быть самыми разными: надземными и подземными, деревянистыми и травянистыми, лежачими или прямостоячими, вьющимися.

Не зависимо от своего внешнего вида и расположения, все стебли выполняют следующие свойства

  • Опора. На стеблях располагаются другие части растений: ветки, листья, цветки и почки.
  • Связующий элемент между листьями и корнями. Вода и минералы поступают из почвы к листьям, в которых на свету происходит образование питательных веществ.
  • Кладовая. У некоторых растений, например, у кактусов, в стеблях откладываются питательные вещества. При наступлении засушливой погоды растение выживает благодаря им.

Размножение растений

Покрытосеменные размножаются вегетативным и половым способами. Первый тип воспроизведения себе подобных происходит за счет отделения и самостоятельного развития вегетативных органов либо их частей. Вегетативное размножение в природе осуществляется с помощью корневищ, клубней, луковиц, отпрысков, усов, выводковых почек и черенков. В практике растениеводства получили широкое распространение такие способы как черенкование, прививка, деление корневища, клональное размножение.

В половом размножении участвуют половые клетки. Они формируются в разных частях цветка — пыльцевом зерне и внутри семязачатков. Слияние гамет — оплодотворение — происходит после опыления. Так называют процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

У растений происходит двойное оплодотворение. Из вегетативной клетки пыльцы после опыления образуется трубка, растущая внутри пестика. Она достигает семязачатка. По пыльцевой трубке двигаются два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой. Образуются зигота и триплоидная клетка, обеспечивающая зародыш запасом питательных веществ. Созревшие семена и плоды распространяются ветром, животными, водой, человеком.

Рис. 6. Развитие растения из семени

Процесс индивидуального развития, или онтогенез, делится у растений на эмбриональный, вегетативный, генеративный периоды и старение. Длительность каждого этапа онтогенеза зависит от видовой принадлежности растительного организма (Рис. 6).

Раздражимость — способность воспринимать и отвечать на воздействия окружающей среды. Растения реагируют на внешние изменения не так, как животные. Реакция сводится к перестройке метаболизма, ростовым движениям. При неблагоприятных воздействиях закрываются устьица, останавливаются рост и развитие.

Растения могут реагировать движениями на восход и заход солнца. При появлении светила к нему поворачиваются стебель с листьями и распускаются цветки. Ростовой изгиб в сторону света получил название «фототропизм». Изменение освещенности, осадки и другие изменения в природе вызывают открывание и закрывание устьиц, цветков, сворачивание листьев.

Растительный организм — целостная система, в которой каждый орган выполняет определенные функции в тесной связи с остальными. Сложные процессы регулируются с помощью биоэлектрических импульсов, фитогормонов.

Смотри также:

  • Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
  • Царство бактерий
  • Царство грибов
  • Царство животных

Околоцветник состоит из тычинок, пестиков, венчика, чашечки: особенности строения цветка, рисунок

Околоцветник состоит из тычинок, пестиков, венчика, чашечки

У цветов есть свои особенности строения, которые во многом одинаковые и разные одновременно. Но абсолютно у всех растений есть такие структурные составляющие — особенности строения цветка (выше на рисунке):

  1. Плодоножка. Такое название получил последний узелок, расположенный на стебле растения.
  2. Цветоложе. Это место, на котором происходит раскрытие цветка. Представляет собой особый орган наподобие каркаса. Именно на нем располагается все основное строение цветочного растения.
  3. Вокруг цветоложа находится околоцветник. Он выполняет, прежде всего, протективные функции. Иными словами, он защищает органы репродуктивной системы культуры – пестик и тычинку.

И все это сложное строение цветка предназначено только для одного – выполнения репродуктивной функции. Тычинка, пестик, венчики и чашечка у плодово-ягодных растений, играют еще более ответственную роль. Они отвечают за образование завязи, из которой со временем образуется полноценный плод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector